ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

11 января 2018

Александр Макаревич: "Если с МРОТ власть "жмет на газ", то с прожиточным минимумом – "на тормоза"

На днях президент России Владимир Путин на встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода пообещал уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом с 1 мая нынешнего года, а не с января 2019-го, как это планировалось ранее. В связи с этим решением казну Мурманской области ждут еще большие расходы на увеличение зарплат работникам бюджетной сферы, в том числе в связи с Постановлением Конституционного суда по северным надбавкам.

Председатель Комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Мурманской областной думы Александр Макаревич так прокомментировал происходящее:

– Это заявление президента у меня не вызвало никакого удивления. Кстати, и сам Владимир Путин пояснил, что, сколько себя помнит, об этом шли постоянные разговоры. Я, как и мои коллеги по партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и ее фракции в Госдуме, всегда придерживался точки зрения, что сохранение ситуации с МРОТ, который почти 17 лет оставался существенно ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, уже не выдерживало никакой критики. Депутаты от СР каждый раз при рассмотрении очередного закона о МРОТ, предлагали увеличить его до прожиточного минимума. Но фракция правящей партии всегда находила тысячу отговорок, которые сводились к одному – в государстве нет необходимого количества денег, чтобы эту ситуацию исправить. Их "не было" даже в "тучные" годы, когда нефть стоила не как сегодня, а 110-120 долларов за баррель, когда правительство отправляло нефтегазовые доходы сначала в Стабилизационный фонд, а потом в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния.

Эту ситуацию нельзя расценивать иначе, как позорную – и для государства, которое по Конституции считается социальным, и для федеральной власти. Потому что решение об исполнении нормы Трудового кодекса, которой предписано, что МРОТ (по величине которого Россия в прошлом году занимала 95 место в мире) не должен быть ниже прожиточного минимума, не принималось ею столько лет. Президент сам недавно признал, и, видимо, это стало какой-то точкой отсчета для того, чтобы действовать в этом плане более решительно, что "нужно продолжить работу по снижению количества людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, снизить бедность, уровень и массовость, масштаб которой представляет угрозу для стабильности и единства нашего общества".

А потому с таким "багажом" Владимир Путин, явно, не мог идти на выборы. И решение об уравнивании МРОТ и прожиточного минимума, вне всякого сомнения, нужно приветствовать. Однако применительно к нашей северной ситуации, после принятого 7 декабря Постановления Конституционного Суда, разъяснившего, что на МРОТ начисляются северные надбавки, исполнительная и законодательная власть Мурманской области должны ставить вопрос не только об учете этих обстоятельств в межбюджетных отношениях, но и о незамедлительной помощи региону от федерального центра. Хочу повторить, что выполнение Постановления Конституционного Суда по северным надбавкам касается всех работодателей, независимо от того в какой сфере они действуют – в государственном или частном секторе экономики.

При этом нужно формулировать четкие предложения в части того, чтобы из федерального бюджета субъектам РФ выделялись конкретные ресурсы на компенсацию данных расходов по работникам бюджетной сферы. Вопрос об этом нужно ставить очень оперативно и не так, как это совсем недавно сделал один из представителей правительства региона, который на селекторном совещании спросил у представителя Минтруда РФ – будут ли они региону помогать в этом плане, и в ответ услышал отказ.

Во-первых, обращаться по столь серьезному поводу нужно не на селекторах и видеоконференциях и не к чиновнику в ранге замминистра. Губернатор и Мурманская областная дума, опираясь на точные и конкретные расчеты в потребностях финансовых ресурсов должны обратиться в правительство РФ. Хотя в данном случае я бы настаивал на том, чтобы не правительство стало адресатом этого обращения, а именно глава государства. Потому что к заявлениям о том, что с 1 мая МРОТ и прожиточный минимум будут уравнены, нужно подходить ответственно. Если власть дает обещания, значит должны быть своевременно приняты решения, которые позволят обеспечить их выполнение.

Если говорить о предпринимательской среде, то, в первую очередь, в отношении субъектов малого и среднего бизнеса также должны быть приняты конкретные меры по снижению налоговой нагрузки, и предложения по ним также уже сейчас нужно подготовить и внести в правительство РФ. В противном случае государство опять подтолкнет частный бизнес к тому, чтобы прятаться "в тень", несмотря на и без того огромные масштабы неформальной занятости.

Да, возможно, обещание Владимира Путина по уравниванию МРОТ с прожиточным минимумом, кто-то расценит как политический предвыборный жест, но первый заметный шаг в преодолении бедности сделан. Необходимо идти дальше. Нужно понимать, что решить данную проблему можно только в контексте реформы доходов граждан. А значит, необходимо внести давно назревшие изменения в налоговое законодательство, введя дифференцированную ставку подоходного налога. Те, кто сколотил огромные состояния в России, и, называя себя патриотом, при этом покупает гражданство европейских государств, безусловно, должны платить прогрессивные налоги. А граждан, чей доход привязан к минимальному размеру оплаты труда, нужно полностью освободить от подоходного налога. Это принципиальная позиция СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ.

Не могу не сказать еще об одном. Если с решением проблемы по МРОТ власть "жмет на газ", то с прожиточным минимумом – "на тормоза". 28 декабря ушедшего года были внесены изменения в федеральный закон – ими чиновники заморозили до 2020 года параметры потребительской корзины, которые не менялись с 2013 года. А ведь эти две вещи взаимосвязаны. Если бы потребительская корзина была пересмотрена с применением нового подхода, то прожиточный минимум должен был быть увеличен на 30-40, а то и 50 процентов. В этом-то и кроется лукавство власти – одной рукой дает, а другой отбирает. Честностью по отношению к гражданам здесь, явно, не пахнет. А потому справедлив вопрос: быть может, кто-то из правительственных чиновников таким образом подставляет президента?

Александр Макаревич: "Жители Шонгуя могут пользоваться временной переправой"
Александр Макаревич: "Без вмешательства президента в ситуацию с индивидуальным отоплением, побороть сопротивление чиновничьей бюрократии и монополистов-ресурсников вряд ли удастся"
Александр Макаревич: "Если с МРОТ власть "жмет на газ", то с прожиточным минимумом – "на тормоза"
Александр Макаревич: "Хочется верить, что власть услышала голос разума!"
С Новогодними праздниками
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию