От хитрых "медведей" одним вершки, а другим – корешки
04 декабря 2023
Областная дума приняла в первом чтении бюджет на 2024 год с ростом доходов на 12,27 млрд. рублей или 10,6%. Несмотря на существенное увеличение, доходная часть областной казны остаётся искусственно заниженной, так как не учитывает достигнутый уровень налоговой базы. Поступления налогов за 9 месяцев текущего года превысили объём по сравнению с аналогичным периодом 2022 года более чем на 24 млрд. рублей.
Но главный порок пятого бюджета губернатора Чибиса в другом – в перекосах бюджетных расходов, где приоритет отдаётся реализации его личных "хотелок" и политических амбиций, связанных с участием в предстоящих губернаторских выборах, с одной оговоркой – если Кремль позволит.
Судите сами, расходы на средства массовой информации увеличиваются на 29%;
на министерство внутренней политики на 64,5%;
на министерство информационной политики на 19,1%;
на избирательную комиссию области – в 4 раза (с 120,4 млн. руб. в 2023 году до 479,2 млн. руб. в 2024 г.).
На содержание Аппарата Правительства выделяется на 21,6 процента больше. 636 млн. рублей получит ГОБУ "Управление по обеспечению деятельности Правительства", 272 млн. рублей уйдёт на реализацию государственных функций аппаратом Правительства, 74,4 млн. рублей – на обеспечение деятельности Правительства по непрограммным расходам, 129,7 млн. рублей – на информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти;
69,0 млн. рублей – на информационное обеспечение деятельности губернатора.
Итого, более 1,2 млрд. рублей без учета расходов на содержание многочисленных министерств и ведомств и созданных при них АНОшек. .
В целом по госпрограмме "Государственное управление и гражданское общество" увеличение расходов планируется на 30,1 %! Здесь власть будет жить на широкую ногу, жировать, ни в чем себе не отказывая.
Совсем другая картинка складывается в сфере социальных расходов, доля которых в расходной части бюджета впервые снижается до 60 процентов – ещё несколько лет назад она равнялась 78 процентам. Расходы на социальную политику предусматриваются с ростом на 5,9 процента, на 8,4 – на здравоохранение. Индексация социальных выплат не предусматривается. И в целом по видам расходов бюджетной классификации на социальное обеспечение и иные выплаты населению бюджетные ассигнования к текущему году увеличиваются лишь на 0,7 %. Практически не увеличиваются, остаются на нынешнем уровне или сокращаются иные виды расходов социальной направленности. Почти на полмиллиарда рублей уменьшается поддержка муниципальных образований. Предвыборные мотивы лишь в одном случае разрывают круг социальной прижимистости разработчиков бюджета – зарплата работников бюджетных учреждений будет проиндексирована на 7,9 процента с 1 января 2024 года. За это бюджетники должны будут проявить массовый энтузиазм в поддержке своих благодетелей на избирательных участках и в дистанционном электронном голосовании. Иначе с них – неблагодарных – три шкуры сдерут!
В отдельных пояснениях нуждается тема роста государственного долга Мурманской области, который бюджет 2024 выводит на новые рубежи – до 42,1 млрд. рублей. В его структуре в 1,7 раза возрастёт доля дорогих коммерческих кредитов, в связи с чем расходы областного бюджета на обслуживание госдолга превысят 1 млрд.рублей (это в три раза больше, чем в текущем году). Одним словом, после нас хоть потоп!
Объективно оценивая областной бюджет 2024 года, на котором ярко зияет родимое пятно предвыборных амбиций его главного автора и выгодоприобретателя и потакающих ему "думских медведей", невольно вспоминаешь известную сказку о вершках и корешках, в которой их делили трудолюбивый мужичок и любящий поживиться на дармовщинку медведь. Тогда у косолапого это не получалось. Но сейчас времена другие, и герои поменялись местами. "Медведи" стали хитрее и наглее. Ныне у них всегда и вершки, и корешки. А мужички, хоть по-прежнему сеют и жнут, – лапу сосут.