Александр Макаревич: Размер минимальной заработной платы в регионе противоречит федеральному законодательству, Постановлению Конституционного Суда РФ и должен быть увеличен
11 декабря 2017
Сегодня в Мурманской областной думе состоялось заседание комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения под председательством Александра Макаревича. Парламентарии рассмотрели проекты федеральных законов, вносящих изменения в Трудовой кодекс РФ. Главным на заседании стал вопрос о принятом 7 декабря Постановлении Конституционного Суда РФ.
Александр Макаревич проинформировал коллег, что КС поставил точку в почти десятилетних разбирательствах с северными надбавками. Принято крайне важное для жителей регионов со особыми климатическими условиями решение о том, что районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав МРОТ, установленный федеральным законом.
Депутат заявил: "Высшая судебная инстанция в своем постановлении впервые выразила правовую позицию в отношении структуры минимальной заработной платы (МЗП), которая может устанавливаться в регионе трехсторонним соглашением. Из постановления КС следует, что минимальная заработная плата в субъекте устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. То есть региональная МЗП, по сути, является дополнительной гарантией. Статья 133 прим.1 Трудового кодекса РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих соглашение о МЗП, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок".
С учетом этих выводов Конституционного Суда, говорит Александр Макаревич, минимальная заработная плата в Мурманской области должна быть пересмотрена в сторону увеличения. Ее размер с 1 января 2018 года, в случае принятия в окончательном чтении проекта федерального закона о новом МРОТ в сумме 9489 рублей, не может быть меньше 21824,7 рубля. А если правительство Мурманской области вместе с социальными партнерами не пересмотрит установленный трехсторонним соглашением размер МЗП в сумме 15185 рублей, то ее величина составит 34925,5 рубля. Александр Макаревич отметил, что в любом случае исполнение Постановления КС РФ повлечет за собой значительное увеличение расходов областного и местных бюджетов на оплату труда работников бюджетной сферы, которые на данный момент в них не предусмотрены.
"Полагаю, что это максимальные значения региональной МЗП для тех, у кого стаж для начисления полярных надбавок выработан в полном объеме", говорит Александр Макаревич. – Или для тех, кто, в соответствии с региональным законом от 2004 года, прожил на территории Мурманской области не менее пяти лет и впервые поступает на работу в областные или муниципальные учреждения и организации".
Вопреки решению Конституционного Суда соглашение о МЗП в Мурманской области содержит норму, согласно которой в размер минимальной заработной платы входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, в том числе районный коэффициент и процентную надбавку к зарплате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Теперь, вне всякого сомнения, эта норма подлежит отмене.
В связи с вышеизложенным, а также с учетом того, что выявленный в Постановлении КС конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133 прим.1 ТК РФ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике, Александр Макаревич направил прокурору Мурманской области Василию Щербакову запрос с предложением принять меры прокурорского реагирования по устранению нарушений закона и проинформировать его о результатах.
Также депутат высказал мнение: "Малый и средний бизнес, скорее всего, будет не готов к новым реалиям в свете Постановления Конституционного Суда. А значит, для того, чтобы вердикт высшей судебной инстанции страны был на практике реализован в интересах граждан, проживающих и работающих на Крайнем Севере, государству необходимо принять меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес. Особенно это касается малого и среднего предпринимательства. Разработка и принятие этих мер на государственном уровне были предусмотрены Постановлением Совета Министров РСФСР № 76 от 04.02.1991 года "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера". В 2011 году Правительство РФ, явно преждевременно, признало его утратившим силу как потерявшее актуальность. Однако, если таких мер не принять, то бизнес и дальше будет уводить "в тень" зарплаты работников, лишая их соцгарантий и увеличивая неформальную занятость".