Несоциальный "социальный" бюджет
29 ноября 2022
Мурманская областная дума приняла в первом чтении закон о бюджете на 2023 год. Формирование и принятие бюджета по консервативному сценарию в первую очередь в полном объеме должно обеспечивать финансирование всех социальных и первоочередных, связанных с жизнеобеспечением, расходных обязательств. Но все это не соответствует реальной картине, если смотреть на планируемые в 2023 году расходы на социальную сферу. Это видно невооруженным глазом, но только не депутатам-единороссам, которые поют голосом губернатора Чибиса, утверждающего обратное. А некоторые, как Евгений Никора, – вопреки очевидному – даже перепевают его в похвалах авторов бюджета, заметно похудевшего в расходах на неотложные социальные нужды.
ПОД НОЖ
Проектом бюджета уменьшаются расходы на здравоохранение на 3 млрд рублей, образование – на 440 млн рублей, культуру – на 650 млн рублей, физическую культуру и спорт в два раза.
На 45% сокращается финансирование ЖКХ, не индексируются социальные выплаты гражданам, несмотря на двухзначную инфляцию и предусмотренный уже с 1-го декабря текущего года рост коммунальных тарифов на 6,3%. При этом планируемый объем социальных выплат населению уменьшается на 900,0 млн. рублей (2022 г.-14678,3 млн. рублей, 2023 г.-13794,5 млн.). В то же время социальные выплаты, финансируемые из федерального бюджета, индексируются на 5,4%.
Почти на 15% (2022 г. – 594,1 млн рублей, 2023 г. – 517,9 млн) уменьшается финансирование на оказание высокотехнологической медицинской помощи населению, на приобретение медицинского оборудования – в 2,5 раза (2022 г. – 1 млрд 910,2 млн, 2023 г. – 755,7 млн), на текущие ремонты медицинских учреждений – в 15 раз (2022 г. – 183,7 млн, 2023 г. – 11,7 млн рублей).
Почти в четыре раза уменьшается финансирование на улучшение жилищных условий инвалидов и ветеранов (2022 г. – 51,5 млн рублей, 2023 г. – 13,8 млн), на обеспечение жильем детей-сирот почти на 40% (2022 г. – 386,8 млн рублей, 2023 г. – 238 млн) при фактической потребности на эти цели в 2,5 раза превышающей запланированные средства (заявленная потребность муниципалитетов, отмеченная в заключении Контрольно-счетной палаты на бюджет).
Субсидирование теплоснабжающих организаций сокращается в два раза до 5,9 млрд рублей при необходимой потребности по расчетам Комитета по тарифному регулированию в 11,2 млрд рублей. На подготовку к зиме коммунальной инфраструктуры муниципальных образований финансирование уменьшается почти в три раза с 285,4 млн в 2022 г. до 91,3 млн рублей на следующий финансовый год.
На 1/3 сокращаются расходы по министерству экономического развития (2022 г. – 783 млн рублей, 2023 г. – 581,8 млн). Более чем в два раза сокращаются расходы на финансовую поддержку совхоза "Тулома", на 10% – в целом на поддержку сельского хозяйства.
ЖИРНЫЙ КУШ
Увеличивается финансирование министерства внутренней политики в 2,5 раза (с 109,3 млн в 2022 г. до 260,9 млн рублей в 2023 г.), на организацию обеспечения деятельности губернатора, правительства и иных органов государственной власти, обеспечение которых возложено на аппарат правительства (с 844,48 млн в 2022 г. до 1 млрд 7,16 млн рублей в 2023 г., это без министерств и ведомств). 294,6 млн. руб. предусматривается на создание условий для позиционирования Мурманской области и повышение информационной открытости исполнительных органов государственной власти.
Около двух млрд рублей потратят на самокаты, велопрокат, ярмарки, выставки, гранты, флешмобы и финансирование почти двух десятков АНОшек и НКО. Запланировано увеличение финансирования на реализацию инфраструктурного проекта "Культурно-деловой центр "новый Мурманск" (строительство тематического парка, включая музей Арктики) на сумму почти 1,5 млрд рублей, причем на данный проект, как отмечается в заключении Контрольно-счетной палаты, не имеется даже проектно-сметной документации.
Видимо, отсутствие ПСД на данный объект стало причиной потери в текущем финансовом году 3,4 млрд рублей инфраструктурного кредита из федерального бюджета и расторжения соответствующего соглашения с федеральным минфином. Пусть финансирование в 2023 году проекта "Новый Мурманск" является инфраструктурным кредитом, его можно было направить на решение более важных вопросов инфраструктуры. Например, по АО "Мурманэнергосбыт", где износ котельного оборудования и тепловых сетей составляет от 88% до 98%, а срок эксплуатации 147 котлов (58% от их общего количества) превышает нормативный срок службы, составляющий в основном 20 лет, от 2 до 3,5 раз.
Уже этих примеров достаточно, чтобы назвать четвёртый бюджет Чибиса бюджетом неверных приоритетов и социальной деградации.
Смотреть полную версию выступления А.Г. Макаревича по бюджету: https://vk.com/id262772411?w=wall262772411_3129