Объявленные Чибисом кадровые назначения и изменения структуры правительства не обеспечат эффективного управления регионом
13 ноября 2024
Александр Макаревич:
"В конце октября Чибис представил обновленные состав и структуру областного правительства, в котором сохраняется прежнее, явно избыточное количество заместителей губернатора – 10, отсутствуют одно министерство и один комитет в качестве самостоятельных исполнительных органов государственной власти. Придворные информационные подпевалы попытались придать этому решению какой-то глубокий и дальновидный смысл, а что получается на деле? Об этом мы говорили с корреспондентом федерального интернет-портала "Региональные комментарии" Публикую дополненную версию разговора.
По моему мнению, Чибис остался в тисках прежних подходов – продолжает упражняться в сомнительном и даже вредном экспериментаторстве, делает ставку в кадровой политике на удобных исполнителей и по-прежнему предпочитает видеть в креслах региональных министров и своих замов представительниц "слабого пола". Некоторые объясняют это его комплексами из детского и юношеского периода жизни. Не берусь судить, так ли это, но гендерный перекос очевиден.
Куда больше волнует другое, то, что Чибис принятыми кадровыми решениями, на мой субъективный взгляд, демонстрирует непонимание основ государственного управления и управленческой деятельности как таковой.
Во-первых, наблюдается огромное количество так называемых вилочных должностей: большинство министров одновременно являются заместителями губернатора. Возникает вопрос: как человек может управлять и курировать (оценивать, контролировать) себя самого и свою работу?! Есть какая-то амбивалентность, сомнительная двойственность в этом подходе. Одного заместителя губернатора вполне хватило бы на нескольких руководителей ведомств. К слову, таких примеров нет в федеральном правительстве, не известно о них и в других регионах.
Второй момент: в сфере государственного управления все делится на два ключевых блока – финансово-экономический и социальный. Руководство этими блоками в правительстве области разделено и раздроблено – без всякой логики. Например, один зам курирует одну часть социального блока, второй зам – другую и так далее. Это касается и финансово-экономической сферы. Как-будто всё пропущено через мясорубку, и в итоге – фарш. .
Нельзя расценивать как продуманное и решение о слиянии министерства жилищного и строительного надзора (в чистом виде надзорного органа) и министерства энергетики и ЖКХ, осуществляющего отраслевое управление в отношении ресурсоснабжающих организаций. Здесь налицо признаки того, что называется конфликтом интересов. Призванный контролировать и надзирать попадает в подчинение к поднадзорному. Полный абсурд!
Несуразным выглядит и передача полномочий и управленческих функций в сфере рыболовного и агропромышленного комплекса и туризма министерству развития Арктики и экономики Мурманской области. Эта структура в нынешних реалиях занята в основном статистически- прогностическими компилятивными функциями, а не прямым отраслевым управлением. Несуразное название, случившееся по прихоти Чибиса и по причине его нездоровых амбиций, отнюдь не добавило этому ведомству профессионализма и качественно новых компетенций. А ликвидация областного комитета по туризму в качестве самостоятельного органа исполнительной власти, который зарекомендовал себя одним из самых эффективных в структуре правительства, и связанная с этим потеря его руководителя Александра Елисеева – не просто шаг назад, а серьёзная управленческая ошибка.Такие подходы не будут способствовать эффективному управлению регионом. Вместо этого абсолютно без ущерба и во благо жителям области можно было ликвидировать министерство информационной политики, которому нечем управлять, и большинство из 20 АНОшек (автономных некоммерческих организаций), созданных вокруг региональных ведомств, жирующих за счёт бюджета и дублирующих их работу.
Если подробнее говорить о персоналиях, то, например, новый вице-губернатор Анна Головина известна в регионе только тем, что вскоре после вступления в должность министра образования опубликовала в социальных сетях пост, где допустила множество грамматических ошибок. Никаких достижений в этой должности она не добилась, как и на посту министра внутренней политики, где преуспела лишь в грубейших нарушениях закона и увеличении бюджетных трат на подпитку "Единой России". "Марка" этой дамы, которой поручено отвечать за образование, спорт и культуру, – безграмотность и невежество. Её не замом губернатора надо назначать, а отправлять доучиваться в среднее звено общеобразовательной школы. Не отличаются талантами, профессиональной компетентностью и другие импортированные в регион Чибисом "спецы", которые сохраняют ключевые позиции в системе исполнительной власти.
На протяжении всего губернаторства Чибиса остро стояли проблемы, касающиеся выполнения нацпроектов, в рамках которых строились капитальные объекты социальной сферы. Но, пожалуй, самой провальной и скандальной была и остаётся работа министерства градостроительства и благоустройства (МГБ), которое фаворитка Чибиса Вовк создавала под себя. Лучшей мерой с точки зрения общественной пользы и экономии бюджетных средств была бы его ликвидация с возвратом полномочий муниципалитетам и передачей их части региональному минстрою. Вместо этого МГБ возглавит протеже Вовк очередная московская барышня с минимальным опытом практической работы.
Что касается Владимира Евменькова, которого нет в новом составе правительства, то меня это ничуть не удивляет. Начиная с середины 22-го года этого вице-губернатора шаг за шагом выдавливали из региональной исполнительной власти. А вот его возвращение по воле Чибиса на пост главы Североморска, думаю, будет не очень интересно ни ему самому, ни североморцам.
В общем, как верно в народе говорят: каков поп, таков и приход. Такая и служба будет."